§ 1.  Аннотация к разделу

Билд (от англ. Build) или сборка — компиляция ресурсов, показывающая текущее состояние проекта, а также являющаяся т.н. «испытательным полигоном» для обкатки новвоведений разработчиком, в то же время и «тестовым стендом», если сборка распространяется без ограничений и преследует цель показать возможности продукта, что также позволяет выявить все проблемные места. Сборки можно увидеть где угодно — у программ (например, у браузеров, типа «Opera»), у операционных систем (компиляции ОС «Windows Longhorn» (позднее — «Windows Vista») за разные периоды) и, соответственно, в играх (бета-версия Half-Life2).

Чем же так интересны и важны сборки к S.T.A.L.K.E.R.: Oblivion Lost (Shadow of Chernobyl)? В первую очередь контентом, не попавшим в финальную версию, коего было предостаточно. Стоит только вспомнить интервью с главой PR-отдела Олегом Яворским и несколькими разработчиками из GSC (например, на форуме Камрад.ру); многие из обещанных ими функций позже были упразднены, а некоторые так и остались «на бумаге». Подробнее об этом можно узнать здесь (пока недоступно); можно прочитать описания и примечания к конкретным сборкам.

Также, сборки представляют немалый интерес моддерам, занимающихся восстановлением этих фич в оригинальной игре и дополнениях. Но обычному игроку, в первую очередь, данный контент представляет исключительно археологическую ценность, ибо многие из сборок (особенно за ранний период) практически неиграбельны, нестабильны, а иногда представляют собой нерабочий набор кода и файлов. Однако главное их преимущество перед финальной версией — непередаваемая атмосфера опустошенности и одиночества и красивая графика (при использовании минимальных вычислительных ресурсов), которая, к сожалению, позднее улетучилась из Теней Чернобыля и последующих игр серии.

Чем извлекать архивы?

Подавляющее большинство сборок и патчей\модификаций к ним на данном сайте запакованы в файлы с расширением .7z. Это формат архиватора 7-Zip, становящегося в последнее время всё более популярным, в связи с улучшенной сжимаемостью данных, по сравнению с его конкурентами, а также бесплатностью программы. Скачать архиватор можно здесь. WinRAR поддерживает формат в том числе.


Краткий терминологический словарь

Модмейкер или моддер (от англ. Modification making – создание модификации, не путать с «Модераторами») — как правило, любитель или группа любителей, занимающиеся созданием неофициальных дополнений или модификацией уже существующих ресурсов при помощи SDK и\или других программ и инструментов.

SDK (аббр. от Software Development Kit) — комплект средств разработки, который позволяет специалистам по программному обеспечению или модмейкрерам создавать приложения для определённого пакета программ, программного обеспечения базовых средств разработки, аппаратной платформы, компьютерной системы, видеоигровых консолей, операционных систем и прочих платформ.

Фича (от англ. feature – особенность, необычное свойство) — сленговое обозначение каких-либо необычных признаков какого-либо явления. «Фичей» могут выступать необычные программные возможности, особые функции, что-либо, что привлекает особое внимание.

Баг (от англ. bug – жук, насекомое) — сленговое обозначение нештатных ситуаций и просто ошибок у программ.

Gamedata — файл (вида gamedata.xp* или gamedata.db*) или папка, содержащая в себе все необходимые игровые ресурсы (т.е. уровни, текстуры, скрипты, шейдеры и т.д.)

R1 и R2 (сокр. от Render) — шейдерные надстройки и библиотеки для графического движка X-Ray, необходимые для правильного формирования изображения на экране. R1 поддерживает набор инструкций DirectX8.1 API и шейдерную модель версии 1.0-1.4, второй, соответственно, DirectX9.0 API и SM2.0-3.0.

Bat-файл или батник (сокр. от Batch) — текстовый файл, содержащий последовательность команд, предназначенных для исполнения их игровым приложением или иной программой. Чаще всего необходим для загрузки определенного уровня, графического рендера или других настроек. Использует расширение .bat или .cmd, реже .com.

Террейн (англ. terrain) — обозначение трехмерной модели или текстуры (а иногда их вкупе) ландшафта игровой карты.

HUD (аббр. от Head-Up Display) — термин, который обозначает часть графического интерфейса пользователя, служащего для отображения важной информации во время игрового процесса.

ГГ (аббр. от главный герой) — протагонист, то есть игрок.

NPC, НПЦ или «непись» (аббр. от Non-Player Character – неигровой персонаж) — в компьютерных и настольных ролевых играх персонаж, управляемый программой.



Примечание: данная версия статьи — не конечная, словарь будет пополнаться новыми терминами и их расшифровками.


Вернуться
102